Cover

Калачёв Владимир Николаевич

Калачёв Владимир Николаевич.

Родился 10 августа 1910 года в деревне Гора, ныне Кирилловского района Вологодской области (Россия) в семье учителя. С 1924 года жил в Ленинграде. Окончив 7 классов неполной средней школы, работал подрывником, затем учеником слесаря и слесарем на заводе "Красный путиловец" ( ныне АО "Кировский завод" ). В 1932 году был призван в ряды Красной Армии. В декабре 1934 года окончил Энгельсскую школу военных лётчиков. Служил в частях Забайкальского военного округа лётчиком, командиром звена, заместителем командира эскадрильи, военным комиссаром полка и группы.

Участник боев на реке Халгин - Гол с 23 мая 1939 года. Батальонный комиссар 22-го истребительного авиаполка ( истребительная авиационная бригада, 1-я армейская группа ) В. Н. Калачёв в первых 9-ти воздушных боях лично сбил 2 вражеских самолета. Его отвага и высокая техника пилотирования служили примером для летчиков всего полка. В одной из воздушных схваток был ранен, но продолжал вести бой. Затем отказался ехать на лечение и остался в полку.

29 августа 1939 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза. Всего же, до 16 сентября 1939 года, он сбил лично 6 самолётов противника и 2 в группе с товарищами.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Был комиссаром 35-го истребительного авиаполка, затем - инспектором по технике пилотирования 72-й истребительной авиадивизии, командиром 15-го истребительного авиаполка ( 278-я истребительная авиационная дивизия ). В воздушных боях лично сбил 4 самолета противника и 2 в составе группы.

Хронология событий

В годы Великой Отечественной войны В. Н. Калачёв занимал командные должности. Будучи командиром 17-го запасного истребительного авиационного полка на Урале, он все свои силы и богатый боевой опыт отдавал обучению молодых лётчиков. Менее чем за полгода под его руководством были подготовлены и отправлены на фронт 6 истребительных авиационных полков на английских самолётах "Харрикейн" и 100 лётчиков на советских самолётах МиГ-3.

Боевой лётчик рвался на фронт. Но все его рапорты командование отклоняло - подготовка резервов для фронта была делом государственной важности. Однако Владимир Николаевич добился своего: был назначен в действующую армию. Был военным комиссаром 35-го ИАП, инспектором по технике пилотирования 72-й ИАД, а затем командиром прославленного 15-го истребительного авиаполка.

20 декабря 1941 года полк направлен в город Чебоксары Чувашской АССР для получения самолётов и доукомплектования личным составом. Полк получил 21 самолёт ЛаГГ-3. После переучивания, 15-й ИАП в июне 1942 года прибыл в распоряжение 226-й истребительной авиадивизии 2-й Воздушной армии.

С 4 июня по 6 июля полк вёл боевые действия на Воронежском фронте... Наши лётчики непрерывно патрулировали в воздухе. Авиация противника группами по 18 - 20 и более самолётов совершала налёты на наши железнодорожные узлы и другие объекты. Самолёты полка часто по тревоге взлетали для отражения этих налетов. Наши имели возможность поднять в небо не более 8 - 10 самолётов. Но истребители вступали в бой, не считая врагов, расстраивали их боевые порядки, не давая возможность прицельно бомбить.

Обстановка в полосе Брянского фронта в июне 1942 года была тревожной. Полк базировался в районе Старого Оскола Белгородской области. Лётчики не могли мириться с тем, что враг движется по нашей земле, неся народу страдания и смерть. Едва совершив посадку, просились снова на задание.

25 июня командир полка майор В. Калачёв повёл четвёрку истребителей... Показалась большая группа "Юнкерсов" в сопровождении Ме-109. Калачёв и Токарев связали боем 6 истребителей, а Тарасов и Баланенко врезались в строй бомбардировщиков. От метких очередей свалились на землю 2 "Юнкерса". Эта дерзкая атака нарушила боевой порядок врага. Тарасов и Баланенко вели беспрерывные атаки, не допуская врагов к цели. В схватке с истребителями Калачёв сбил Ме-109. И враг дрогнул. Беспорядочно сбросив бомбы, "Юнкерсы" поспешно разворачивались и уходили на запад. Задание было выполнено, бомбардировщики не допущены к объекту...

26 июня майор В. Калачев сбил бомбардировщик типа "Юнкерс"...

27 июня в небе над Старым Осколом шли беспрерывные бои. Большие группы бомбардировщиков под прикрытием истребителей совершали налёты на наши объекты. Лётчики полка по возможности отражали эти налёты, но силы были неравными.

Калачёв вылетел в паре с Токаревым на перехват бомбардировщиков. Небо было чистым, только на большой высоте виднелись небольшие облака. Ждать пришлось недолго. С запада плотным строем "клин" шли группы Не-111, их охраняли Ме-109. Калачёв пошёл на ведущего первой группы и дал длинную очередь из крупнокалиберного пулемёта. Противник накренился влево, оставляя за собой чёрный шлейф дыма. После вторичной атаки впереди сверкнуло яркое пламя, и самолёт Калачева подбросило вверх. Когда он выровнял машину, то увидел, что не стало ещё двух "Хейнкелей", шедших справа и слева ведущего. Их разнесло в щепки от взрыва сбитого Калачёвым самолёта.

28 июня противник силами 3-х армий перешёл в наступление на Воронежском и Валуйско - Россошанском направлениях. На земле и в воздухе завязались ожесточённые бои. Немецкое командование стремилось вывести из строя нашу авиацию, и в первую очередь массированными ударами по местам базирования.

Этот день стал для полка трагическим. Вылеты начались в 5 часов утра. В 8 часов стало известно, что с задания не вернулось сразу 6 самолётов... О их судьбе до сих пор ничего не известно.

Аэродром 15-го истребительного авиационного полка был хорошо замаскирован, самолёты стояли в капонирах на опушке леса. Враги долгое время не могли его обнаружить. Около 12 часов с северо - запада к аэродрому подлетел немецкий разведчик - корректировщик Hs-126. Люди на аэродроме прекратили всякое движение, чтобы не демаскировать себя. Но в это время после выполнения боевого задания пошли на посадку 2 наших истребителя. В их баках не оставалось горючего, и один из них был в бою изрешечён осколками снарядов. Их посадку и заметил "Хеншель". Немецкий разведчик сфотографировал аэродром и стал уходить на запад.

Майор Калачёв был уже в кабине самолёта и через несколько секунд взмыл в воздух. Разведчик не должен уйти, иначе вскоре на аэродром упадут бомбы, уничтожат людей и самолёты. Калачёв настиг врага и атаковал его. "Хеншель" развернулся, полетел в нашу сторону, маневрировал, делая крутые развороты, взмывал вверх и опускался до земли. Калачёв его упорно преследовал. Ему удалось прижать врага к земле, беспрерывно стреляя. "Хеншель" полез вверх, намереваясь развернуться в сторону леса и скрыться на фоне зелёного массива. В это время у Калачёва кончились боеприпасы. Эфир донёс голос командира полка:

- Кончились боеприпасы... Иду на таран !

Он дал полный газ, быстро настиг "Хеншеля" и правой плоскостью срезал его хвостовое оперение. "Хеншель" беспорядочно закувыркался и врезался в землю. Но при столкновении погиб и майор В. Н. Калачёв. Погиб, чтобы жил и сражался полк...

Захоронен в Братской могиле № 1 (г. Старый Оскол).

Список медалей, которыми был награждён Калачёв:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза № 139 (29.08.1939);

Орден Ленина;

Орден Красного Знамени;

Орден Красной Звезды;

Орден Красного Знамени (Монголия).

Именем Калачёва названа улица в городе Кириллов, а в Старом Осколе 9 мая 2010 года торжественно открыт бюст В. Н. Калачёва.

Руденко Иван Ильич

Руденко Иван Ильич.

Руденко Иван Ильич - командир мотострелкового пулемётного батальона 1- й отдельной танковой бригады 40-й армии Юго-Западного фронта, капитан.

Родился 10 января 1906 года в селе Златоустовка ныне Криворожского района Днепропетровской области Украины в семье рабочего. Украинец. Окончив 3 курса техникума, работал электрослесарем.

В Красной Армии с 1928. Член ВКП(б) с 1929 года. Окончил Одесскую военную пехотную школу, бронетанковые курсы усовершенствования командного состава. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года.

Мотострелковый пулемётный батальон 1-й отдельной танковой бригады (40- я армия, Юго-Западный фронт) под командованием капитана Иван Руденко в результате ожесточенных боёв с противником в период с 25-го по 27 декабря 1941 года освободил населённые пункты Петрищево, Леженька, Морозовка, Суходол, Гамово Тимского района Курской области, уничтожив сотни гитлеровских солдат и офицеров, захватил двадцать три орудия, тридцать пулемётов, два боевых знамени.

28-30 декабря 1941 года вверенный капитану Руденко И.И. батальон в районе Гамово Тимского района Курской области отбил многочисленные вражеские контратаки, поддержанные танками и авиацией. Семнадцать атак противника, стремившегося вернуть утраченные позиции, в течение двух суток отбил батальон Руденко. Редели ряды бойцов, но каждый держался насмерть. А утром 30 декабря 1941 года, когда вновь завязалась кровопролитная схватка, капитан Руденко повёл бойцов в контратаку. В этом бою отважный комбат пал смертью храбрых.

В те дни в газете «Известия» известный советский кинорежиссёр А.П. Довженко писал:

«Погиб трижды раненный славный капитан Руденко И.И. Семь пуль впилось ему в грудь. Тогда взяли его на руки товарищи и мёртвого понесли, как знамя, на гору в атаку и взяли эту гору у немцев...»

Мужественный офицер И.И. Руденко похоронен в городе Старый Оскол Белгородской области.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 марта 1942 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм капитану Руденко Ивану Ильичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Список медалей, которыми был награждён Руденко:

Медаль «Золотая Звезда» Героя Советского Союза (27 марта 1942);

Орден Ленина (27 марта 1942);

 

9 мая 2010 года в Старом Осколе установлен бюст И. И. Руденко.

 

Токарев Моисей Степанович

Токарев Моисей Степанович

Токарев Моисей Степанович - командир 862-го истребительного авиационного полка 217-й истребительной авиационной дивизии 4-й воздушной армии Закавказского фронта, майор.

Родился 9 ноября 1913 года в шахтерском поселке Юзовка (ныне город Донецк, Украина), в семье рабочего. Украинец. Член ВКП(б) с 1938 года.

В Красной Армии с 1933 года. В 1936 году окончил Харьковское военное авиационное училище. Служил в Особой Краснознамённой Дальневосточной армии.

Участник советско-финляндской войны 1939-1940 годов. За боевые заслуги награжден медалью «За отвагу».

На фронтах Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Сражался на Южном, Северо-Кавказском, Закавказском и Воронежском фронтах. Начало войны М.С. Токарев встретил в 131-м истребительном авиационном полку.

Хронология соьытий.

 

22 июня 1941, года, охраняя воздушное пространство в районе города Тирасполя (Молдавия), во главе девятки самолётов-истребителей «И-16», он встретил группу вражеских самолётов, состоящую из двадцати «Ju-88», прикрываемых двенадцатью «Bf-109». В воздушном бою советские лётчики- истребители расстроили боевой порядок противника и подбили два бомбардировщика, один из которых был сбит старшим политруком Токаревым М.С.

До конца 1941 года, Токарев совершил 105 боевых вылетов. 35 - на штурмовку войск противника, 10 раз совершал разведывательные полеты в глубь вражеского тыла, 6 раз сопровождал свои бомбардировщики, 54 раза вылетал на патрулирование и прикрытие своих войск, объектов и аэродромов. Провел восемь воздушных боев, в которых лично сбил 7 фашистских самолетов: 5 истребителей Me-109 и 2 бомбардировщика Ю-88.

27 июля 1941 года, Токарев не смог вернуться на свой аэродром. В паре вступил в воздушный бой с семью Me-109. Лично сбил два вражеских самолета, но и сам в этой неравной схватке был ранен. Его И-16 от очереди гитлеровского «мессершмитта» загорелся и пошел вниз. Моисей Токарев, превозмогая боль, сумел выпрыгнуть из горящей машины. Прыжок получился затяжной. Парашют раскрылся почти у земли. Упал летчик у линии фронта на нейтральной полосе и потерял сознание. Очнулся в госпитале. Танкисты ночью вытащили. Они наблюдали за воздушным боем и были восхищены его мастерством и смелостью.

«После возвращения из госпиталя, — подчеркивается в наградном листе, — летчик Токарев еще с большей ненавистью к врагу, мужеством и умением уничтожал фашистских захватчиков на земле и в воздухе. Был награжден орденами Ленина и Красного Знамени».

1942 год, Моисей Токарев начал в тылу с переучивания. Полк перевооружили. Они получили самые современные по тем временам самолеты ЛаГГ-3. Летчики спешили на фронт, поэтому учебные будни проходили с большой интенсивностью. Особенно они были напряженными у Токарева. Он был назначен командира полка, поэтому не только сам овладевал новой машиной, но и руководил учебой подчиненных.

С 1 июля 1942, года полк начал активные боевые действия на новых самолетах. В составе 4-й воздушной армии, входящей в северную группу Закавказского фронта, летчики сражались за Советский Кавказ.

За три с половиной месяца М.С. Токарев совершил 55 боевых вылетов, сбил три самолета противника и в паре еще два.

Командир 862-го истребительного авиационного полка (217-я истребительная авиационная дивизия, 4-я воздушная армия, Закавказский фронт) майор Моисей Токарев к 21 сентября 1942 года совершил 160 боевых вылетов на штурмовку скоплений войск врага, в 32 воздушных боях сбил лично 10 и в группе 2 самолёта противника.

21 сентября 1942 года. за отличное выполнение боевых заданий и проявленные при этом мужество и героизм он был представлен к званию Героя Советского Союза.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1942 года за умелое командование авиационным полком, образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм, майору Токареву Моисею Степановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» (№ 830).

Затем принимал участие в битве на Курской дуге.

Командир 40-го гвардейского истребительного авиационного полка (5-й истребительгый авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) гвардии майор Токарев М.С. 8 июля 1943 года в районе города Старого Оскола Белгородской области сбил в неравном бою четыре вражеских самолета, но и сам героически погиб... Похоронен в городе Старый Оскол.

Отважный авиационный командир, лётчик-истребитель М.С. Токарев совершил более двухсот боевых вылетов, провёл сорок один воздушный бой, в которых лично сбил шестнадцать вражеских самолётов и два - в группе (по другим данным его общее число побед составляет двадцать два самолёта противника).

Награждён двумя орденами Ленина, орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1-й степени, медалями.

Именем Героя названы улица в городе Донецке, улица и школа № 2 в городе Старый Оскол. Бронзовыми буквами первой вынесена фамилия Героя Советского Союза М.С. Токарева на монументе землякам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, установленном в Кировском районе города Донецка.

Impressum

Tag der Veröffentlichung: 17.03.2013

Alle Rechte vorbehalten

Nächste Seite
Seite 1 /